FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь
176 городов
September – October
176 cities
12-14 октября 2018
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
октябрь-декабрь 2017
МВДЦ «Сибирь», Кванториум,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»

Лампочка Ладыгина

В одной старой книге, выпущенной в начале двадцатого века в Москве издательством Маврикия Вольфа, в очерке о великом русском изобретателе написано следующее: «Лодыгин - эта фамилия мало кому известна. А между тем, с этим именем связано огромного значения усовершенствование в области электрического освещения, положившее начало повсеместному распространению электрического света».

Не сразу сложился изобретатель Лодыгин.

В сентябре 1870 года на стол генерала от инфантерии и кавалера Милютина, военного министра России, лёг любопытнейший документ, который бы должен сыграть важнейшую роль в истории техники, но, тем не менее, остался втуне, поскольку министр интереса к нему не проявил. Отставной двадцатитрёхлетний юнкер Александр Николаев сын Лодыгин, отслуживший в Воронежском кадетском корпусе лаборантом физического кабинета и наблюдателем метеостанции, а также подручным кузнеца на Тульском оружейном заводе, писал в прошении: «Опыты, произведённые комиссиею над применением воздушных шаров к военному делу, дают мне смелость обратиться к Вашему превосходительству с просьбою обратить Ваше внимание на изобретённый мною электролёт - воздухоплавательную машину, которая может двигаться свободно на различных высотах и в различных направлениях и, служа средством перевозки груза и людей, может удовлетворить в то же время специально военным требованиям...»

Электролёт Лодыгина удивительным образом предвосхитил идею и основные конструктивные черты вертолёта. В то время уже появлялись проекты управляемых аэростатов, но лодыгинская машина являла собой грядущий этап инженерной мысли и, по существу, ничего общего не имела с ними. Она замышлялась конструктором в виде вытянутого цилиндра, конусообразного спереди и шаровидного с торца позади. Винт, расположенный в кормовой части, должен был сообщать аппарату движение в горизонтальном направлении, а винт сверху, с вертикально стоящей осью, в зависимости от угла, под которым повёрнуты лопасти, придавал различные скорости и в вертикальном, и в горизонтальном направлении. Не суждено было этой машине воплотиться в металл - слишком уж опережал русский изобретатель Лодыгин своё время...

В истории с электролётом есть одна воистину поразительная страница. Из идеи электрического освещения в ночном полёте возникло создание, которому и было суждено прославить имя Лодыгина. Именно электрическая лампа, а не замечательный электролёт, ради которого он был готов на любые лишения, принесла ему поначалу успех, славу, а затем, увы, несправедливое забвение.

Уже семьдесят лет в мире после опыта русского гения Василия Владимировича Петрова знали: если пропустить достаточно сильный ток через два близко поставленных угольных стержня, соединить их, а затем развести, меж их концами возникает ослепительный свет - электрическая дуга. Дуга Петрова. Она будет сиять, пока не сгорят электроды. Петров сразу понял, сколь важное открытие удалось ему сделать: «...от которого тёмный покой довольно освещён быть может». И он оказался прав. В главном: дуга нашла применение. Но никак не удавалось из неё надёжный источник света получить. Лодыгин решил избрать другой путь: не дуговая лампа осветит мир, а лампа накаливания.

Вот в этом решение: необходим вакуум или нейтральный газ в стеклянной колбе, куда через герметически закупоренный конец введён проводник.

Лодыгин сделал несколько ламп по этому принципу, и каждая давала пример различных решений. Демонстрация лампы вызывала восторг, восхищение. Люди толпами ходили смотреть электрический свет Лодыгина. Это был первый в мире опыт электрического освещения улицы. Пришло признание. Петербургская Академия наук присуждает Лодыгину почётнейшую Ломоносовскую премию. Помимо признания и известности, это тысяча рублей - деньги большие, которые можно употребить для дальнейших исследований. 11 июля 1874 года изобретатель получает патент на «Способ и аппараты дешёвого электрического освещения».

Слава о новых, невиданных русских лампах перекатилась за границу. В 1873 году Лодыгин получает патенты в Австрии, Германии, Италии, Португалии, Венгрии, Испании и даже в таких отдалённых странах, как Австралия, Индия. В Германии на его имя выписаны патенты в целом ряде отдельных княжеств. Получены привилегии на имя компании, основанной Лодыгиным и во Франции. Западные газеты наперебой печатали сообщения о новом русском изобретении. Но, ни в самой России, ни за границей никто не брался за серийное изготовление лодыгинских ламп. Дело новое, и как знать, куда может всё повернуться...

Лодыгин движется дальше: от лампы с угольной нитью накаливания - к лампе с нитью из тугоплавких металлов. Мечтает подарить своей лампе вечность. А людям - немеркнущий свет. И такую лампу он создаёт - с вольфрамовой нитью, и патент на неё покупает одна из крупнейших в мире компаний - американская «Дженерал электрик». Понятно и почему: с вольфрамовой и молибденовой нитью эти лампы, выставленные на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, в буквальном смысле затмили другие достижения науки и техники.

Судьба Лодыгина побросала. Пришлось на время покинуть Россию. Видимо, как-то он был связан с народовольцами и вместе с теми, кому удалось бежать от арестов, ещё в конце декабря 1884 года, в явной спешке уехал в Париж. Только через двадцать три года отсутствия он вновь ступил на русскую землю. Привёз с собой чертежи и расчёты нескольких новых изобретений, в том числе военных - специальные сплавы для броневых плит и снарядов, электрохимический способ выделения алюминия и свинца из руды, лёгкий и сильный двигатель, пригодный для субмарин и летательных аппаратов, «воздушное торпедо для атаки неприятельских аэропланов, дирижаблей и прочего (по типу ракеты)». В 1910 году отмечалось сорокалетие лампы накаливания. Вот теперь-то, после жизни в Америке, где на каждом шагу прославлялся удачливый Эдисон, прорвалась у Александра Николаевича горечь, обида за несправедливость. Написал в газете «Новое время»: «Изобретатель в России почти что пария... Я знаю это как по своему личному опыту, так и по опыту многих других...»

 

Его идеи опережали время. Принципы, заложенные в проект электролета, были использованы через полвека. Конструкция водолазного аппарата фактически является прообразом акваланга. Первое в мире электронагревательное устройство для отопления является детищем Лодыгина. Предложение использовать в лампах накаливания вольфрамовую нить актуально и сейчас... Случается, что несправедливость уступает место признанию. Жаль только, что часто приходит оно слишком поздно.

Прикрепленные материалы: 
ФайлФайлРазмер
lodygin_1874.jpgJPG, 472x552px, 117.67 КБ
427px-lodygin_1872.jpgJPG, 427x480px, 50.06 КБ
105-3-b.jpgJPG, 366x299px, 20.82 КБ

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Другие статьи в этой рубрике

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

 

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Ядро давно умершей планеты в Солнечной системе

Вы наверняка слышали о планах NASA высадить исследовательскую команду на какой-нибудь астероид в ближайшие несколько лет. Но зачем посещать обычный астероид, если прямо над нашей головой вращается цельнометаллическое ядро давно умершей планеты?

На Ямале есть дырка в земле, в которую можно влететь на вертолете - 2

В материале "На Ямале есть дырка в земле, в которую можно влететь на вертолете" сообщалось, что над объяснением феномена  "ломают голову представи

Ученый из МГУ с коллегами создал чип, который может заменить сложную лазерную установку

Группа российских и швейцарских физиков создала чип, генерирующий фемтосекундные импульсы света с особым частотным спектром под названием «оптическая гребенка», то есть делающий то, чего прежде уда

Ученые объяснили необычные свойства «четырехмерного» оксида железа

Международная группа исследователей при активном участии российских ученых исследовала поведение недавно открытого нового оксида железа Fe4O5, сумела описать его необычно сложную

100 различий между М и Ж

Отдел науки «РР» создал самый краткий и при этом самый полный обзор различий межу полами. Мы перелопатили горы книг, научных статей и отчетов, чтобы выделить наиболее убедительные исследования, показывающие разницу между мужчинами и женщинами.