Семь загадок Космоса. Часть II

Исследования нашей Вселенной начались сравнительно недавно, когда были, наконец, развиты такие технологии, которые хотя бы чуть-чуть позволили приоткрыть ее тайны. Тем не менее, в этом огромном мире, в котором мы живем, еще полным-полно всяких загадок. Ученые уже не раз предпринимали попытки составить список шарад Вселенной, над решением которых им еще предстоят долгие годы работы. Один из последних перечней имел семь пунктов. В прошлый раз мы рассказали о первых трех из них. Сейчас – оставшиеся четыре.

4.Тайна Седны.

Где-то далеко-далеко, на окраине Солнечной системы, вращается крупнейший из известных астероидов, Седна. Астероид обладает чрезвычайно вытянутой орбитой; один оборот по ней занимает 10 тысяч лет. Кроме того, Седна - наиболее красный объект в Солнечной системе, краснее Марса.
Нет ясности в том, почему орбита этого астероида такова. То ли потому, что он «забрел» к нам из какой-то другой системы, то ли его выкинуло туда гравитационное воздействие какого-то крупного тела. Только вот какого? На этот вопрос ответа нет.

5. Отклонение курса «Пионеров».

Космические зонды Пионер-10 и Пионер-11, запущенные США в 70-х годах для исследования планет Солнечной системы, должны были уже преодолеть ее пределы и улететь в открытый космос. Однако какая-то неведомая сила не дает им этого сделать. На данный момент отклонение от курса у каждого составляет порядка 400 тысяч километров. Почему так происходит? Проблемы с топливом, ошибки программирования, влияние солнечного ветра, торможение за счет «темной материи», гравитационные силы? Пока не нашлось никого, кто смог бы четко определить причину.

6. Разгон космических зондов.

В 1989 году исследовательский аппарат «Галилео» отправился в далекое путешествие к Юпитеру. Для того чтобы придать ему нужную скорость, ученые использовали «гравитационный маневр». Зонд дважды приближался к Земле так, чтобы сила гравитации планеты смогла его «подтолкнуть», придавая дополнительное ускорение. Но после маневров скорость «Галилео» оказалась выше рассчитанной. В период запуска не только одного Галилео (с 1989 по 1997 год) скорость аппаратов всегда оказывалась больше рассчетной. Что могло придать дополнительное ускорение? Ответа нет. Самое странное, что с 1997 эффект перестал наблюдаться и направляемые в космос аппараты дополнительного ускорения не получают.

7. Почему Земля отодвигается от Солнца?

Ученые уже давно научились измерять расстояние от Земли до Солнца. В данный момент это примерно 149 597 870 километров. Раньше считалось, что оно неизменно. Но в 2004 году российские астрономы обнаружили, что Земля удаляется от Солнца примерно на 15 сантиметров в год – это на порядки больше, чем погрешность измерений. Более того, в теории Земля, напротив, должна приближаться к Солнцу из-за гравитационного притяжения, и в пределе на него упасть (что, конечно же, практически произойти не может, слишком это долгий процесс).
Природа начавшегося путешествия Земли от Солнца пока неизвестна. Конечно, если скорость удаления не изменится, то пройдут еще сотни миллионов лет, прежде чем мы отойдем от Солнца настолько, что планета замерзнет. Но вдруг скорость увеличится, или, наоборот, Земля все же начнет приближаться к светилу, как то предсказывает теория? Никто не знает.