Физики МГУ разработали новый метод создания перепутанных состояний фотонов

Сотрудники физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова разработали новый метод создания перепутанных состояний фотонов — состояния, в которых пары фотонов оказываются коррелированы — взаимосвязаны — между собой. О своей работе ученые рассказали в статье, которая была опубликована в журнале Physical Review Letters.

Физики МГУ изучили перепутанное состояние фотонов. При перепутанном, или запутанном, состоянии фотонов состояние определено только для всей системы, а для каждой частицы в отдельности — нет.

«Перепутанные состояния вообще типичны и повсеместны. Проблема только в том, что для большинства частиц взаимодействие с окружением быстро разрушает перепутывание. Фотоны же практически ни с чем не взаимодействуют, поэтому они являются очень удобным объектом для экспериментов в этой области. Большая часть источников света, с которыми мы сталкиваемся в жизни — классическая, это, например, тепловой свет (Солнце, звезды, лампы накаливания и т.п.), когерентное излучение лазера — тоже классическое. Создание неклассического света — непростая задача. Можно, например, изолировать одиночный атом или искусственную структуру, типа квантовой точки, и регистрировать его излучение — так получают одиночные фотоны», — рассказал Станислав Страупе, соавтор статьи, кандидат физико-математических наук, сотрудник кафедры квантовой электроники и лаборатории квантовых оптических технологий физического факультета МГУ.

Для получения перепутанных состояний фотонов чаще всего используют эффект спонтанного параметрического рассеяния света в нелинейных кристаллах. В этом процессе фотон лазерной накачки распадается на два фотона. При этом в силу законов сохранения состояния фотонов оказываются коррелированы, перепутаны. «В нашей работе мы предложили и опробовали новый метод создания пространственного перепутывания — пары фотонов, генерируемые в нашем эксперименте, распространяются пучками, которые оказываются коррелированы по "пространственной форме". Ключевой особенностью нашего метода по сравнению с известными ранее является эффективность», — прокомментировал Егор Ковлаков, соавтор статьи, аспирант кафедры квантовой электроники отделения радиофизики физического факультета МГУ.

Изучение перепутанных состояний фотона началось в 70-х годах, и сейчас особо активно они применяются в квантовой криптографии — это область передачи квантовой информации и квантовой связи.

«Квантовая криптография — лишь одно из возможных приложений, но наиболее на данный момент развитое. В отличии от классической связи, где неважно, какой именно алфавит используется для кодирования сообщения и достаточно использовать бинарный (0 и 1), в квантовой связи все сложнее. Оказывается, что повышение размерности алфавита не только увеличивает количество информации, кодируемое в одном фотоне, но и увеличивает секретность связи. Поэтому хочется развивать системы квантовой связи, основанные в том числе и на кодировании информации в пространственной форме фотонов», — отметил Станислав Страупе. Ученые планируют, что в дальнейшем их разработка будет применяться для создания оптического канала со спутником, куда нельзя протянуть оптическое волокно (световод) — основу для оптоволоконной связи.

Сочинение и наука

Как исследования учёных могут дополнить классиков художественной литературы

Ученые проанализировали данные о развитии грудных детей в разных городах

Самый большой корабль в мире

В Южной Корее спущено на воду самое большое судно в мире. Плавучее судно, которое длиннее чем Empire State Building, впервые спущено на воду в Южной Корее. Это гигантский корабль «Prelude» корпорации Shell.

Социофобия — боязнь людей и общения