Ученые исследовали одно из осложнений ВИЧ

Сотрудники Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова изучили механизм развития лимфомы Беркитта ВИЧ-инфицированных людей. О своей работе ученые рассказали в статье, которая была опубликована в журнале Leukemia.

Комбинированная противовирусная терапия существенно увеличила продолжительность и качество жизни ВИЧ-инфицированных людей, однако не избавила их от серьезных осложнений, вызванных этим заболеванием. Одним из таких осложнений является лимфома Беркитта, которая возникает на поздних стадиях развития болезни. Этот специфический тип лимфомы обусловлен злокачественным перерождением B-лимфоцитов. Однако известно, что B-лимфоциты не поражаются ВИЧ, его мишенью являются другие, не связанные с B-лимфоцитами, сегменты иммунной системы человека.

«В работе было продемонстрировано, что небольшой вирусный белок Tat, обнаруживаемый в крови ВИЧ-инфицированных, способен существенным образом изменять пространственную организацию ядра B-лимфоцитов, что увеличивает риск онкогенной трансформации. Развитие лимфомы Беркитта обусловлено так называемой транслокацией, то есть перестройкой генетического материала. В ходе транслокации две хромосомы — восьмая и четырнадцатая — разрываются, но репарация этого разрыва может происходить с ошибкой. В результате в составе продукта транслокации оказываются два сегмента: часть восьмой хромосомы и часть четырнадцатой хромосомы. Появление в геноме гибридной хромосомы и является причиной злокачественного перерождения клеток», — рассказал Егор Васецкий, автор статьи, доктор биологических наук, старший лаборант НИИФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ.

В нормальных B-лимфоцитах восьмая и четырнадцатая хромосомы в ядерном пространстве находятся на большом расстоянии друг от друга, и транслокация крайне маловероятна. У ВИЧ-инфицированных белок Tat меняет пространственную организацию ядра, в результате чего сегменты восьмой и четырнадцатой хромосом сближаются, что увеличивает вероятность транслокации и развития лимфомы.

«Это важное открытие существенно расширяет современные представления о механизмах канцерогенеза и может быть использовано в профилактике лимфомы Беркитта у ВИЧ-инфицированных людей», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Университета Париж-юг XI и Университета Париж Дидро.

Операционный день

Кардиохирург Лео Бокерия — персонаж сугуб

Киноа: индейцы, белки

Начнем с геополитики (так сейчас принято)

На смерть пакета

Европейцы объявили войну пластиковым паке

И трудятся они как пчелки ...

Науке известно более 20 000 видов пчел. Пчелы обитают во многих уголках земного шара. Те насекомые, которых можно увидеть в саду или на поляне в лесу, как правило, относятся к двум самым распространенным в средней полосе видам: пчела медоносная и шмель обыкновенный.

10 самых актуальных слов мировой науки

Каждый день на нас обрушивается поток новостей, связанных с наукой. То британские ученые опять что-нибудь откроют, то российское правительство кому-то финансирование даст.

Буровой снаряд достиг воды озера Восток

Это случилось. 5 февраля буровой снаряд достиг воды озера Восток, которое миллионы лет было спрятано подо льдом Антарктиды

Парадокс спящей красавицы

Парадокс спящей красавицы — парадокс теории вероятностей.

Как расстреливали нашу планету